Особенности организации перевозки опасных грузов

Среда, 02 Июля 2014

Перевозка опасных грузов редко осуществляется собственными силами компании, импортирующей или экспортирующей груз, обычно это нелегкое дело доверяют специалистам. Поэтому практически любая транспортная компания, занимающаяся автомобильными грузоперевозками, периодически сталкивается с необходимостью перевозки опасных грузов.

Существуют компании, специализирующиеся на таких перевозках, а некоторые перевозчики не берутся выполнять «опасные заказы». И это неудивительно, ведь речь идет о наиболее сложном направлении автомобильных грузоперевозок, которые требуют особого похода со стороны всех участников организации транспортировки. Также очевидно, что перевозка опасных грузов подразумевает соблюдение определенных правил, а также дополнительных мер безопасности. Правила транспортировки опасных грузов автомобильным транспортом регулируются «Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Общая классификация опасных грузов

Организация перевозки опасных грузов во многом зависит от специфики самого груза, ведь опасные вещества могут пребывать в разных состояниях, имеют различные свойства и требуют различных условий транспортировки. Поэтому существует общая классификация опасных грузов, которая значительно облегчает организацию их транспортировки. Данная классификация применяется не только для автомобильных, но для других видов грузоперевозок.

  • 1-й класс: ВМ (взрывчатые вещества).
  • 2-й класс: растворенные под давлением, сжиженные и сжатые газы.
  • 3-й класс: ЛЖ (легковоспламеняющиеся жидкости).
  • 4-й класс: СВ (самовозгорающиеся вещества) и ЛВТ (легковоспламеняющиеся вещества твердые), выделяющие при контакте с водой воспламеняющиеся газы.
  • 5-й класс: ОП (органические пероксиды) и ОК (окисляющие вещества).
  • 6-й класс: ИВ и ЯВ (инфекционные и ядовитые вещества).
  • 7-й класс: РМ (радиоактивные материалы).
  • 8-й класс: ЕК (едкие/коррозионные вещества). Эта группа включает подклассы: – 8.1 (вещества, обладающие кислотными свойствами) и 8.2 (вещества, которые обладают основными свойствами).
  • 9-й класс: прочие вещества; кроме того, в подкласс 9.1 входят грузы, которые нельзя отнести к классам 1–8 , а подкласс 9.2 объединяет вещества, опасные при водной транспортировке (это значит, что перевозка опасных грузов морским путем нежелательна).

класс опасности груза определяет условия транспортировки

класс опасности груза определяет условия транспортировки 

Оформление документации

Как только становится известен класс груза, можно переходить к оформлению документации. Первым этапом в оформлении документов становится составление договора перевозки, условия которого должны соответствовать регламентированным Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. В правом верхнем углу первой страницы договора делается пометка красным цветом «Опасный груз». А сом договор обязательно должен содержать ряд особых пунктов, включающих:

  • физико-химические характеристики, определяющие опасные свойства перевозимого груза;
  • условия оборудования транспортных и грузоподъемных средств, а также мероприятия по организации спецобработки автомобилей и спецодежды обслуживающего персонала;
  • порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты водителей и обслуживающего персонала;
  • порядок организации сопровождения груза экспедиторами и охраной, при необходимости;
  • мероприятия по подготовке (обучению или инструктажу) водителей и другого персонала;
  • порядок создания аварийной бригады по ликвидации последствий аварийных инцидентов в случае их возникновения;
  • порядок изготовления составляющих системы информации, предупреждающей об опасности груза.

После составления договора оформляются стандартная заявка от грузоотправителя, которая также сопровождается красной пометкой «Опасный груз», и товарно-транспортная накладная в четырех экземплярах. Кроме того, грузоотправителем предоставляется аварийная карточка системы информации об опасности (она заполняется в соответствии с данными изготовителя перевозимого груза).

Выбор и подготовка транспортного средства для перевозки опасного груза

Конечно, значительная роль в процессе перевозки опасного груза принадлежит транспортному средству. Поэтому выбор автомобиля и его подготовка осуществляются достаточно тщательно. Для перевозки опасных грузов используются специальные автомобили, разделяющиеся на типы:

  • АТ (грузоперевозки в цистернах, емкостью до 30000 л);
  • FL (грузоперевозка легковоспламеняющихся газов и опасных жидкостей);
  • ОХ (грузоперевозка веществ класса 5,1);
  • ЕХ 2 (грузоперевозка взрывоопасных веществ);
  • ЕХ 3 (грузоперевозка взрывчатых веществ).

После того, как определен тип автомобиля, необходимо выполнить его подготовку к рейсу. Для этого машина оснащается спецсредствами. Существует минимум спецоснастки для автомобилей, перевозящих опасные грузы. В него входят:

  • Одежда яркого цвета и карманные фонари для водителя и для сопровождающих лиц (по одному комплекту на человека);
  • Средства индивидуальной защиты (по одному комплекту на каждого из члена экипажа);
  • Противооткатный упор (1 шт.), подобранный в полном соответствии с массой автомобиля и диаметром его колес;
  • Мигающие фонари, конусы или иные предупреждающие знаки, имеющие собственную опору(2 шт.).

при перевозке опасных грузов необходимо правильно подобрать и подготовить транспортное средство

при перевозке опасных грузов необходимо правильно подобрать и подготовить транспортное средство

Помимо минимально необходимого специального оснащения, автомобиль должен отвечать ряду требований относительного его технического оснащения, которое должно включать:

  • АБС – антиблокировочную тормозную систему;
  • устойчивую к износу тормозную систему;
  • запасную (аварийную) тормозную систему;
  • предохранители для электросетей, имеющие ограничители тока или автоматические выключатели;
  • легкодоступные для водителя устройства отключения аккумулятора;
  • специальную защиту всех нагревающих механизмов, сводящую к минимуму перегрев опасного груза;
  • дополнительное укрепление топливных баков на случай повреждения, а также уловители огня, если в качестве топлива применяется бензин;
  • расположенную в максимальной удаленности от груза выхлопную систему.

Таким образом, организация перевозки опасных грузов требует серьезного подхода и должна проводиться в строгом соответствии с нормативными документами. Только соблюдение регламентированных правил может обеспечить безопасную транспортировку, поэтому осуществлять её должны исключительно специалисты.

Заказать перевозку